A A A Ц Ц Ц
sdushorsg@mail.ru
+73912361242


— Только, пожалуйста, не задавайте вопроса о том, насколько это сложно вырастить, воспитать олимпийского чемпиона, — улыбаясь, предупредил в самом начале нашей беседы Валентин Анатольевич. — Потому что отвечать на него мне придётся, наверное, в 1001-й раз. Кстати, половину таких ответов пришлось давать, отвечая на расспросы иностранных журналистов: похоже, что журналисты везде одинаковы. Упрежу и другой возможный вопрос: какое отчество в обращении ко мне будет правильным — Анатольевич или Адольфович? Ошибки не будет ни в том, ни в другом случае. Знаете, у меня ведь даже почётные грамоты и правительственные награды, что называется пятьдесят на пятьдесят: половина официально оформлена на Анатольевича, а другая — на Адольфовича. Это мама решила уберечь меня от неудобного отчества, ещё в детстве записав Анатольевичем. И, наверное, зря. Отца я знаю, к сожалению, лишь по маминым рассказам. Он погиб в 1941-м под Москвой. Его отчеством, считаю, можно только гордиться.

НАУКА ГИМНАСТИКА

Я глубоко убеждён: для того чтобы воспитывать спортсмена, необходимо определённое призвание. Это — главное. А сам спортсмен просто немыслим без трудолюбия, огромной работоспособности. Занимаясь спортом, а тем более большим спортом, человек должен минимум четыре-пять часов каждый день отдать себя своему делу. По-другому нельзя стать лидером мирового класса. Это работа без выходных. Выходные у нас бывают тогда, когда где-то растянешь руку или ногу. А так: работа, работа и ещё раз работа. По-другому нельзя!

БОРЦЫ И ГИМНАСТЫ

Я всегда привожу пример: сколько лет спортсмен держится в большом спорте, например, в борьбе? Борцы говорят, что начинают они лет с четырнадцати и остаются на ковре лет до 24—26. Бывает, что немного побольше, выходит, что в общей сложности — 14—16 лет. В гимнастике мы начинаем с пяти-шести лет и заканчиваем где-то в 20—22 года. Сколько лет получается? Оказывается, примерно столько же, сколько и в борьбе, и любом другом виде спорта. Но у нас ранняя специализация. Если в тяжёлой атлетике, ещё ряде видов спорта такое недопустимо из-за возрастных физиологических особенностей человека, то в гимнастике как раз рекомендуют начинать с самого раннего возраста. С пяти-шести лет. Естественно, что это должны быть занятия не большим спортом, а элементами, способствующими общему физическому развитию. Но, тем не менее, это упражнения, напрямую связанные с развитием координации, вестибулярного аппарата, скоростно-силовой подготовкой и так далее. Все эти упражнения мы потихонечку даём ребятам, чтобы у них шла стабилизация тех движений, которые нужны в спортивной гимнастике.

ШАГ ВПЕРЁД

Сам вид спорта, спортивная гимнастика, он по-своему — искусство. Но тяжёлое искусство. В чём это выражается? Если я, как тренер, не придумаю в гимнастике чего-то своего, мне невозможно будет сделать лидером своего воспитанника. Я обязан чем-то новым, своим, показать: вот как это можно сделать. И это воспринимается уже всем миром. Так у нас и было фактически со всеми гимнастами — с Таней Годенко, с Леной Наймушиной, с последующими гимнастами-чемпионами. Это естественно в нашей профессии.

Возьмите ансамбль Михаила Годенко: то, что он придумывал к танцу, было его творчеством, и именно оно восторженно воспринималось всем миром. У нас в гимнастике примерно то же самое: если тренер не творческий человек, трудно подготовить спортсмена большого плана. Можно, конечно, пойти по уже пройденному кем-то пути: кто-то сделал, а ты повторяешь, но лидером при этом никогда не станешь. У нас нет мирового лидера из наших советских, российских гимнастов, которые стали бы олимпийскими чемпионами, не показав что-то своё. Главное — это спеть свою собственную песню, это действительно творчество.

ЧЕРЕЗ СОБСТВЕННЫЕ РУКИ

Я немного завидую (улыбается) тренерам легкоатлетов. Не хочу сказать о них ничего плохого, уважаю их труд. Трудиться везде необходимо. Но тренер по лёгкой атлетике может прийти на тренировку в костюме и в галстуке. Может сидеть на трибуне стадиона и давать советы, установки. «Коля, ты толчковой ногой плохо на вираже работаешь». Или там: «Следи за руками, а то они у тебя вроде как отдельно от туловища». Я, конечно, привожу совершенно утрированное сравнение. Но с другой стороны, в гимнастике такое попросту невозможно. В ней ты делаешь всё изначально, подставляя собственные руки. С маленьким ребёнком, которого ты проводишь именно своими руками. Конечно, есть и вспомогательные средства: лонжи, батут. Но ребёнок сам в первый раз никогда не осмелится, например, на двойное сальто. Обязательно попросит: «Подойдите, подстрахуйте меня». Инстинкт самосохранения. То же самое и на всех остальных снарядах. А у мужчин-гимнастов их шесть, у женщин — четыре, плюс вспомогательные. Так что в костюме и галстуке ты, тренер, пожалуй, можешь показаться только на соревнованиях.

К ОТЛОЖЕННОМУ ВОПРОСУ

Я, похоже, сам поневоле возвращаюсь к тому вопросу, от которого вас предостерегал. Видимо, в разговоре о гимнастике (улыбается) этой темы избежать действительно сложно. Трудно ли воспитать олимпийского чемпиона? Я бы сказал так: увлечённому своим делом и талантливому тренеру — не трудно. Но для этого должен быть и спортсмен, который способен на гимнастику, уже исполняемую в мире. Но при этом он должен суметь пойти дальше. Хотя бы чуть-чуть. И этот гимнаст должен выполнять то, что тренер задумывает.

Раньше крутили одно сальто. Теперь крутят два. Значит, надо крутить два сальто с винтами — тогда ты выходишь на передовые позиции. Правда, это крайне сложно, это доступно единицам.

ПОТОЛОК НЕ ДЛЯ СПОРТА

Меня иногда пытаются убедить, что существует потолок возможностей. Моё мнение по поводу такой ограниченности в спорте таково. Возьмите лёгкую атлетику. Помните прыгуна в высоту Валерия Брумеля? Рекорд, поставленный им, держался поразительно долго. Несмотря на то, что все продолжали тренироваться, прыгать, пытаться его покорить. Не удавалось. Что это — тот самый потолок? Вовсе нет: пришло время, и рекорд Брумеля оказался покорённым. Просто появились другие люди, новая методика прыжков, что-то добавилось, и парни стали прыгать значительно выше.

Раз в столетие обязательно рождается уникальный, сильный человек. Вспомните борца Ивана Поддубного, которого никто не мог уложить. Сама природа создаёт таких парней, таких атлетов. Так что, убеждён, потолок — это не о спорте. Вернее, не о большом спорте. Да, пределы существуют для массовости, но не для спорта высших достижений, и исключения бывают всегда — в любом виде спорта.

ПЯТЕРО НА ОДНОГО

Тренер — личность разносторонняя. У него просто обязаны быть понятия и в акробатике, и в хореографии, и в спортивной гимнастике. Почему? Составляется, допустим, композиция вольных упражнений. У нас есть тренер, хореограф, тренер-акробат, кроме того, есть ещё и четвёртый тренер — по специальной физической подготовке: на одного гимнаста работают четыре специалиста. Впрочем, даже пятеро, я не упомянул аккомпаниатора. Все работают как единое целое. Но главный-то здесь — тренер, и именно он знает, каким нужно сделать выступление, чтобы гимнаст вышел на международную арену, и где бы он был непременно в лидерах.

Помню, когда встал вопрос, какие вольные упражнения составить для Елены Наймушиной, мы с хореографом пришли к мысли, что их надо сделать неожиданными. Составить такими, чтобы зал, хочешь не хочешь, следя за этим выступлением, хлопал. Так и пришла она, ставшая знаменитой «Калинка». Попробуйте не захлопать под неё, тем более, когда под эту музыку идёт настоящее искусство: сумасшедшая акробатика и непередаваемое выражение лица Лены. Когда она исполняла на Олимпийских играх эти вольные упражнения, зал не просто хлопал — люди вставали с мест и аплодировали. В том числе и наш Михаил Годенко, оказавшийся в восторге от этого зрелища. Посмотреть на женскую гимнастику он пришёл вовсе не случайно — признанный мастер танцевального искусства, постановщик, хореограф он, надо признать, многое черпал из гимнастики.

БЕЗ ОБИД

У нас создана система отбора в школу гимнастики. В чём она выражается? Мы набираем пяти-шестилетних детей и готовим их для поступления в школу в течение года. Это вовсе не факт, что из трёхсот набранных детей все триста станут нашими учениками. Далеко не все. В конце года проводим соревнования, в которых включены нормативы, необходимые для начальной гимнастики. Из трёхсот ребят в итоге остаётся всего 28 человек — они и становятся первоклассниками гимнастического класса. Это ребята со всего города, но образовательные школьные уроки для них проходят по соседству с нашим спортзалом, в лицее № 9. Остальным ребятам, увы, рекомендуем другие виды спорта. Зачем мучить ребёнка, если он неспособен к гимнастике — это неправильно. Должен добавить, что это понимают и родители ребят. Конкретные беседы с ними проводим ещё на старте, на начальном этапе — пройдёт год, и тогда всё станет понятно: гимнастика или что-то ещё. А ребятам, получившим гимнастический заряд, уверяю, намного проще адаптироваться в любом другом виде спорта.

ДОСЬЕ

Валентин Анатольевич ШЕВЧУК родился в Красноярске 3 ноября 1936 года

Мастер спорта СССР по спортивной акробатике, почётный динамовец России.

Заслуженный тренер СССР и Российской Федерации по спортивной гимнастике, заслуженный работник физической культуры, отличник просвещения СССР и народного образования РФ, профессор, заведующий кафедрой гимнастики Красноярского государственного педагогического университета, автор научных трудов по теории и методике физического воспитания и спортивной тренировке.

Основатель и директор специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по спортивной гимнастике.

Почётный гражданин Красноярска.